Мифы
теории относительности
, 1989.
.pdf
.djvu
Мифы
теории относительности
(второе
издание), 2009
.pdf
.djvu
Принцип относительности Галилея
Все беды
релятивизма по существу проистекают из неверной трактовки принципа
относительности, которая сводится к инвариантности уравнений физики к
преобразованиям галилеевых координат. В этом сведении содержится по
меньшей мере две существенные передержки. Во-первых, как отмечалось,
физическому контролю (измерению) поддаются только решения таких
уравнений, а не сами уравнения, неоднозначно связанные со своими
решениями, ибо различные уравнения могут иметь одинаковые решения, а
одно и то же уравнение может иметь несколько решений, из которых только
часть имеет физический смысл, и поэтому то, что справедливо по
отношению к решениям, не обязательно справедливо в отношении уравнений
и наоборот. Во-вторых, инвариантность (т.е. одинаковость решений)
уравнений вне зависимости от движения наблюдателя является непомерной,
ибо, с одной стороны, объективный физический процесс безразличен не
только к точкам зрения, но и к заблуждениям наблюдателей, а, с другой –
никакие измерения не выявят заблуждений наблюдателя, если последние
одинаковы как по отношению к измеряемой, так и по отношению к
противодействующей силам.
Действительно, если, например, при движении
наблюдателя измеряемая сила, с его точки зрения, изменяется в
определенное число раз по сравнению с точкой зрения неподвижного
наблюдателя, то во столько же раз изменяется и противодействие
измерительной системы прибора, что не изменяет его показаний с любой,
пусть даже ошибочной точки зрения. Последнее, правда, подразумевает,
что степень ошибочности физической теории одинакова в отношении
противодействующих сил любой природы. Все это означает, что с позиций
истинного принципа относительности вполне приемлема физическая теория,
которая дает различные значения силы с точки зрения неподвижного и
движущегося наблюдателей, т.е. ее уравнения не инвариантны к
преобразованиям координат, лишь бы эти различия были одинаковы для сил
любой физической природы.
Да и обыденный здравый смысл подсказывает, что
релятивистская инвариантность, т.е. требование равноправия
наблюдателей, физически неправомерна, поскольку лишь тот из них,
который связан с изучаемым объектом (и в роли которого по существу
выступает измерительный прибор), находится в адекватных задаче
условиях, а все другие наблюдатели выступают в роли зевак, впечатления
которых могут не иметь никакого отношения к реальному поведению
изучаемого объекта и в любом случае никак на нем не сказываются. Иначе
говоря, физически оправдана лишь та единственная система отсчета, в
которой рассматриваемый процесс имеет реальный физический смысл, причем
это относится и ко всем промежуточным преобразованиям, а не только к
конечному результату.
Действительно, если параллельно движущиеся заряды
согласно силе Лоренца ослабляют свое взаимодействие в раз с точки
зрения неподвижного наблюдателя, то это просто значит, что
релятивистская инвариантность уравнений физики (в данном случае закон
Кулона) к преобразованиям координат вовсе не имеет места, а имеет место
инвариантность измерений взаимодействий, вытекающая из физического
(галилеева) принципа относительности, ибо пружина движущегося
динамометра, измеряющего эти взаимодействия также ослабевает в ,
поскольку ее жесткость, определяемая межмолекулярным сцеплением, имеет
электрическое происхождение.
Это значит, что показания динамометра одинаковы как
в покое системы, так и при ее движении, а это и есть галилеева
инвариантность измерений без всяких релятивистских фокусов с массой и
зарядом (полем).
Релятивисты же никак не хотят понять, что показания
приборов это не истина в последней инстанции, а информация, искаженная
условиями эксперимента (движением).
Поэтому, исходя из безупречности показаний
динамометра, не зависящих от системы отсчета, они пытаются
скомпенсировать очевидные нарушения своей инвариантности жульническими
изменениями массы и поля заряда – жульническими, поскольку ни масса, ни
заряд не являются координатами и подсовываются исподволь, раз изменения
координат вопреки заверениям не хватает для инвариантности.
Однако главный грех релятивизма состоит в отказе от
эфира, т.е. материальной среды, посредством которой реализуются
физические взаимодействия. Вследствие этого теория относительности
оказалась в очевидном противоречии, во-первых, с принципом
близкодействия и, во-вторых, с классическим принципом относительности.
Первое произошло потому, что теория относительности вырвала
взаимодействия из физического пространства и перенесла их в сферу
абстрактно-геометрических систем отсчета, заменив физическую модель
абстрактной имитационной моделью. Второе – вследствие отрицания СТО
абсолютного движения. Иногда можно слышать, что теория относительности
совместима с существованием эфира, но он ей просто не нужен. Что не
нужен – верно, но что совместима – это заблуждение.
Действительно, если допустить параллельное движение
с одинаковой скоростью v относительно эфира двух взаимодействующих
электрических зарядов, то согласно СТО при расположении зарядов вдоль
линии, перпендикулярной вектору скорости, их взаимодействие согласно
силе Лоренца ослабевает в раз по сравнению с v = 0, когда бы
действовал закон Кулона, совсем не похожий на силу Лоренца, что
противоречит объявленному СТО принципу относительности, декларирующему
невозможность такого положения. Ведь в абсолютном движении зарядов сила
Лоренца должна бы согласно СТО превращаться в закон Кулона и не
зависеть от скорости этого движения. Вот и приходится релятивистам
отрицать абсолютное движение, чтобы не конфликтовать с принципом
относительности.
Если же исходить из классического принципа
относительности, то реально существующий эфир не будет проявлять себя в
равномерных движениях зарядов и масс только при условии, что в процессе
движения как электромагнитные, так и гравитационные взаимодействия
будут изменяться, во-первых, одинаково во всех направлениях, чтобы не
ощущать поворотов системы, и, во-вторых, одинаково для взаимодействий
любой физической природы, дабы их поддающиеся измерению отношение не
изменялось по сравнению с абсолютным покоем.
Этим требованиям в полной мере удовлетворяет только
та методология, которую мы противопоставляем здесь теории
относительности. Действительно, согласно (18а) и (22) электрические и
гравитационные поля при движении ослабевают в раз, причем
одинаково во всех направлениях, так что никакие комбинации физически
разнородных измерительных систем и никакие повороты в пространстве
принципиально не позволяют обнаружить движение относительно эфира, а
это и есть физический принцип относительности.
Из него следует, что в расчетах абсолютное движение,
т.е. совместное движение как измеряемой, так и измерительной систем,
можно игнорировать, принимая во внимание только движение измеряемой
системы относительно измерительной (сторонние наблюдатели здесь
решительно непричем). Но ведь это чисто расчетное, математическое, а не
физическое утверждение! Поэтому, придав ему статус физического принципа
относительности, т.е. абсолютизировав относительность, теория
относительности загнала себя в тупик, породив систему взаимосвязанных
физических мифов, которые иногда вполне приемлемы в расчетной
имитационной модели, что создает видимость их правдоподобия, но
переворачивают объективную реальность с ног на голову.
Кстати говоря, ситуация с силой Лоренца как раз
свидетельствует о том, что система уравнений электродинамики не
инвариантна к преобразованиям координат без фокусов с зарядом и его
полем, поскольку статику и кинематику движения зарядов она описывает
даже разным числом уравнений (за счет уравнений магнитного поля,
появляющихся в движении).
Вместе с тем, эта система уравнений вполне
удовлетворяет классическому принципу относительности, поскольку
магнитное поле не будет фиксироваться синхронно движущимся эталоном.