Физика и философия

 В XX веке одним из основных вопросов в философии по-прежнему оставался вопрос об отношении к объективной реальности. В начале века это был спор позитивизма и материализма. Однако затем спор этот несколько смягчился и трансформировался в противостояние реализма и антиреализма со множеством оттенков. Философия науки (ставшая самостоятельным разделом философии только в XX веке) формирует мировоззрение, определяет особенности научного метода и набор методологических принципов для  получения новых знаний в науке.  В этом и состоит важнейшая роль философии для физики, причём разные философские направления берут за основу и разные методологические принципы. Это приводит к появлению принципиально разных физических теорий, описывающих одну и ту же наблюдаемую реальность по-разному.  Так сложилось исторически, что методологической основой современной фундаментальной физики стал второй позитивизм, возникший в начале прошлого века на почве очередного приступа агностицизма в физике после неудачных попыток объяснения результатов экспериментов на основе  классической физики и возникшего в связи с этим кризиса.   Во второй волне позитивизма философия агностицизма проявилась в форме релятивизма Э.Маха и конвенционализма А.Пуанкаре.  В соответствии  с  положениями позитивизма вся метафизика должна была быть исключена из физики. Но поскольку сам позитивизм себя не мог исключить, то он остался, а все остальные философские направления  по мысли позитивистов должны были быть изъяты из физической науки. Другим результатом принятия методологии позитивизма стала идея  о том, что поскольку объективной реальности не существует, то физика может выполнять только описательную функцию по отношению к реальности, но не объяснительную, ведь если объективной реальности нет, то и объяснять ничего не надо.  А поэтому и критерием истинности теории стала её прагматическая ценность, удобство использования, а не наибольшая адекватность объективной реальности. Но поскольку удобство - это субъективная характеристика, то и методологический принцип объективности был подменён субъективизмом учёного. И задачей учёного стало соответственно не выявление законов Природы, а составление удобных умозрительных конвенций в соответствии с идеей А.Пуанкаре, тем более, что раз объективной реальности нет, то нет и причинно-следственных связей, которые можно подменить некими отвлечёнными математическими функциональными связями. Таким образом в физике были изъяты два важных методологических принципа - объективности и причинности.    
  Создавая теорию относительности А.Эйнштейн возможно неосознанно использовал все эти  позитивистские идеи.  В частности, рассматривая вопрос об относительности одновременности, он вслед за А.Пуанкаре предлагает из чисто практических соображений для удобства исследователя синхронизировать в теории разноместные часы, вводя таким образом единое время для данной системы отсчёта. Это искусственный субъективистский элемент физической теории в духе эпициклов Птолемея, потому что в реальности никакой синхронизации разноместных процессов в Природе без участия человека никогда не происходит, хотя с точки зрения математического описания явлений введение единого времени удобно для исследователя. Очевидно подобные методологические принципы, предлагаемые позитивистами. не могут поддерживать учёные, считающие, что объективная реальность существует.
  Эту философию реализма разделял и Анатолий Алексеевич Денисов, который во второй половине прошлого века предложил свою Теорию отражения движения  вместо теории Эйнштейна.  Он писал:
 "Задача любой науки состоит в том, чтобы не просто описывать очевидное, но и вскрывать то, что скрыто под покровом очевидности. Другими словами, описывая явление, наука должна ясно видеть его скрытую сущность, т.е. устанавливать четкую взаимосвязь между доступной наблюдению (измерению) информацией «для нас» и имманентной объекту наблюдения, но ненаблюдаемой информацией «в себе». Можно даже сказать, что предметом науки вообще является установление взаимной связи между сущностью и явлением, ибо простое описание явления есть всего лишь беллетристика или (в лучшем случае) поверхностная систематизация. Эту взаимосвязь наука устанавливает путем изучения структуры материи и всех форм ее движения от механических до биологических и социальных. Издавна эти движения принято было подразделять на относительные, т.е. движения одного объекта относительно другого, произвольно принятого за неподвижный, и абсолютные, т.е. движения объектов в неподвижном мировом эфире (физическом вакууме). А абсолютное движение всегда было загадкой для ученых, поскольку загадочный эфир не наблюдаем. Но поскольку движение устанавливается по изменению положения движущегося объекта относительно неподвижного, а при абсолютном движении неподвижный эфир не наблюдаем, то и абсолютное движение не может быть установлено.   Ведь даже относительное равномерное движение судна по спокойной глади воды не может быть обнаружено наблюдателем, находящимся в трюме без окон, поскольку он не видит ни воды, не берегов, ни других судов.  Это дало повод Галилею сформулировать свой знаменитый классический принцип относительности, согласно которому равномерное (инерциальное) абсолютное движение не может быть обнаружено никакими наблюдениями. Тем не менее, некоторые недоверчивые ученые пытались (и пытаются до сих пор) проводить эксперименты по обнаружению абсолютного движения. Наиболее известны опыты Майкельсона-Морли, пытавшихся измерить орбитальную скорость Земли в мировом эфире, т.е. скорость ее абсолютного движения   Если бы эти эксперименты удались, то принцип относительности Галилея был бы опровергнут. Но поскольку эти и все подобные эксперименты с большой точностью подтвердили независимость скорости света от направления движения луча, то галилеев принцип относительности блестяще восторжествовал. "
  Теория отражения движения заменяет теорию относительности в качестве фундамента физической науки и в отличии от СТО и ОТО использует информационный, метрологический подход, который отвергает концепцию поля как некоторой особой невещественной формы материи и исходит из концепции поля как состояния, структуры окружающей среды, сформировавшейся под воздействием заряда.    В природе существует только электрическое поле, а искажения этого поля воспринимается  как наличие дополнительных полей и соответственно взаимодействий: гравитационного, сильного, слабого . В процессе создания ТОД была проведена коррекция фундамента современной физики и впервые описаны электрострикционные (продольные электрические) волны. Введение в физическую теорию продольных электрических волн позволило скомпенсировать неполноту элетродинамики Максвелла-Лоренца  и  показать  полностью электрическое происхождение массы.

Теория отражения движения